Автопилот в DCS: Black Shark

Автор: Alex_P от 23 Октябрь 2010.

По материалам ru.wiki.eagle.ru

1. Автопилот Ка-50

1. Автопилот Ка-50

Автопилот (АП) выполняет следующий основные задачи:

  • удержание заданного положения вертолёта в воздухе (крен, тангаж, направление, высота)
  • висение и автоматическое снижение
  • автоматический доворот на цель во время атаки
  • автоматический выход на цель
  • полёт по заданному маршруту

1.1 Основы грамотного использования АП

Лётчик в любой момент может пересилить АП. В чем же это заключается? Зона ответственности АП всего 20% по каждому из каналов управления. Потому, приложив осознанное усилие, можно преодолеть эти 20% и управлять вопреки усилиям АП. Это делать можно, но в штатной ситуации абсолютно не рекомендуется.

Ограниченность в манёвре Как было описано выше, АП имеет лишь 20% контроля над вертолётом. Эту особенность следует учитывать. Например, на висении неправильное положение РОШ (слишком высоко или слишком низко) будет самым негативным образом отражаться на способности АП выдерживать заданную высоту. Это же будет справедливо и для удержания заданной высоты в горизонтальном полёте или в режиме огибания местности (стабилизация радио высоты). Неправильно затриммированный вертолёт с большой долей вероятности так же будет плохо осуществлять автоматическое висение и полёт по маршруту.

Потому следует принять за правило: затриммируй, потом включай АП.


Когда не следует пользоваться АП:

  1. различные ситуации в ходе боевого применения
  2. неисправность АП
  3. потеря ориентации в пространстве (ночь, сложные метео условия)
  4. условия ограниченной видимости вкупе с малой высотой и сложным рельефом местности (горы)

Директорный режим не тождественнен отключению каналов АП!

Основное заблуждение относительно использования АП заключается в том, что режим директорного управления отождествляют с полным отключением каналов АП, что абсолютно не соответствует действительности.


Отключение АП

Отключить автопилот можно либо кнопками К, Н, Т, В по отдельности, либо кнопкой аварийного отключения на РППУ. Следует помнить, что полёт с отключенным АП является нештатным и крайне не рекомендуется в обычных условиях, кроме как для тренировки.

1.2 Удержание заданного положения в воздухе

При нажатии триммера АП фиксирует текущее угловое положение вертолёта в воздухе и старается его удерживать. Какими именно каналами управления будет руководить АП, выбирается на на пульте автопилота (ППР) большими синими кнопками К, Н, Т, В -- крен, направление, тангаж и высота соответственно. Эти кнопки включают соответствующие каналы автопилота; при "горячем старте" в миссии обычно включены К, Н, Т. Если при включенном АП попытаться управлять вертолётом, он будет упрямо возвращаться на запомненные АП значения (см. Основы грамотного использования АП). При небольших коррекциях положения вертолёта можно с усилием довернуть машину в нужную сторону и нажать триммер, для серьёзных изменений курса/высоты желательно перейти в режим директорного управления.

В патче 1.0.1 введен новый алгоритм триммирования канала направления. Если при отпускании кнопки триммера угловая скорость по каналу направления меньше 3 градуса в секунду, автопилот будет фиксировать текущий курс. Если скорость больше 3 градуса в секунду, автопилот будет запоминать значение угловой скорости и поддерживать ее для выполнения устойчивого виража.

1.3 Висение и автоматическое снижение

Если "подвесить" (т.е. остановить и выравнять) вертолёт в воздухе и запомнить текущее положение с помощью АП, вертолёт будет сносить в сторону из-за разных факторов -- от ветра до технических моментов работы АП, поэтому пилоту всё равно придётся работать органами управления для удержания вертолёта в стабильном положении. Автоматизировать эту задачу можно в режиме "висение".

При включении режима "висение" АП будет пытаться не просто стабилизировать вертолёт, но и удерживать его над заданной точкой. Отклонение от заданной точки показывается на ПНП и ИКП двумя скрещенными полосками, а также в центре ИЛС квадратиком в центре круга. Включается "висение" кнопкой на РППУ (T+LAlt), при этом на верхнем табло загорается зеленый индикатор "ВИСЕНИЕ". В этом режиме вертолётом можно аккуратно управлять для перемещения в подвешенном состоянии.

Нажав и удерживая кнопку "снижение" на РОШ (D), можно заставить вертолёт медленно (не более 2 м/с) снижаться. При этом табло "ВИСЕНИЕ" погаснет, включится соседнее табло "СНИЖЕН". Ниже 4 метров от земли вертолёт таким образом не опустится -- т.е. посадку придётся производить вручную.


КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ включать режим автозависания при неработающем ДИСС. Произойдет сброс каналов АП, что в непосредственной близости к земле может привести к крушению. (признак нормальной работы ДИСС - отображение скорости в цифровом формате на ИЛС)

1.4 Автоматический доворот на цель

Т.к. применять оружие вертолёт может только более-менее прямо по курсу, АП может автоматически доворачивать машину в сторону зафиксированной цели. Режим автоматического доворота включается-выключается кнопкой АДВ на ПВР (Q), левый пульт.

1.5 Автоматический выход на цель

В случае если какая-либо цель (или оперативная точка) уже находятся в памяти ПрПНК, то выход к ней может быть осуществлён в автоматическом режиме. Для этого достаточно выбрать цель (ОТ или цель на АБРИС) и активировать автопилот (R). На ИЛС и механическом ПНП будут отображаться направление и дальность до цели, а на экране АБРИС выбранная цель будет обрамлена прицельным перекрестием.

1.6 Полёт по заданному маршруту

Автопилот Ка-50 может вести вертолёт по маршруту, заранее заданному через ПВИ. Стоит помнить, что ПВИ никак не связан с АБРИС, поэтому весь полёт управляется через ПВИ, а по АБРИСу только контролируется. Обычно в начале миссии весь маршрут уже задан, остаётся ему следовать.

Режим полёта по маршруту включается-выключается переключателем на РОШ (R), при этом на верхнем табло загорается зеленый индикатор "МАРШРУТ". В полёте АП будет поддерживать направление на текущую маршрутную точку (ППМ), а также высоту и скорость на момент включения режима. Поэтому рекомендуется сначала довернуть на первую точку, набрать нужную высоту, разогнаться до приемлемой скорости и тогда уже включить маршрутный режим. Корректировать полёт можно с помощью органов управления и триммера.

При пролёте очередной маршрутной точки ППМ, АП сам переключается на следующую, доворачивает в нужном направлении (в процессе разворота на верхнем табло загорается индикатор "РАЗВОРОТ") и продолжает полёт. При пролёте последней точки на верхнем табло загорается индикатор "КОНЕЦ МАРШРУТА", а вертолёт продолжает стабильный полёт по прямой. Желательно этот момент не проспать. Маршрутные точки (а также оперативные точки, аэродромные точки и проч.) можно переключать вручную, нажимая цифровые кнопки на ПВИ, вертолёт будет при этом автоматически разворачиваться и лететь в нужном направлении.

Есть два типа полёта по маршруту: полёт на заданную точку и полёт по заданной линии. Выбираются с помощью переключателя ЗК-ЛЗП (X-LAlt) на пульте автопилота (ППР) (внимание, у него есть нейтральный режим, при котором никто никуда не летит!). В режиме ЗК (заданный курс) автопилот ведёт машину прямо на нужную точку, пролетает её и доворачивает на следующую, при этом красиво срезая углы. В режиме ЛЗП (линия заданного пути) вертолёт ведёт машину ровно по прямой между двумя точками (указана на АБРИС), пролетает очередную точку, снова становится на линию между точками и летит на следующую точку. Режим ЗК сокращает путь, режим ЛЗП помогает, например, при полёте в горах (если, конечно, путь аккуратно огибает горы).

1.7 Директорное управление (ДУ)

Директорное управление работает иным способом. Так например, при включенных каналах автопилота (К, Т, Н, В), без ДУ (директорного управления), вертолет выдерживает заданные триммером, либо автопилотом в режиме "Маршрут", абсолютные параметры полета: К - крен, Т - тангаж, Н - направление, В - высоту. Для управления вертолетом без ДУ необходимо использовать кнопку "Триммер" на РППУ, т.е. во время выполнения маневра необходимо зажать "Триммер" и не отпускать его до окончания маневра. Иначе, автопилот будет стремиться вернуть вертолет в заданные раннее параметры полета.

Режим ДУ отключает стабилизацию угловых положений вертолёта и оставляет лишь демпфирование колебаний по всем каналам. Т.е. при выборе ДУ в режиме следования по маршруту вертолёт не будет управляться автоматически, а ПрПНК будет лишь выдавать визуальные команды на ИЛС для удержания заданного курса, а без следования по маршруту - марки последнего запомненного положение вертолета (после отпускания кнопки триммера).

назад^

Комментарии   

 
#1 Sanroqueño 22.02.2012 02:13
Thank
Цитировать
 
 
#2 karlsen 23.02.2012 15:01
Чёто с удержанием высоты не могу разобраться. Вручную подвис, включил зависание и стабилизацию высоты по РВ. Обшщий шаг на 5-ке. А всеравно медленно лезу вверх... Иногда вниз. И как индицируется удержание высоты по барометру?
Цитировать
 
 
#3 karlsen 23.02.2012 15:03
И для чего нужен тормоз РОШ? (клавиша F).
Цитировать
 
 
#4 zetetic 04.04.2012 16:37
Цитирую karlsen:
И для чего нужен тормоз РОШ? (клавиша F).

Чтобы затормаживать РОШ.:)
Цитировать
 
 
#5 peretjtko 04.04.2012 22:00
у вертолётчиков называется "шаггаз"
Цитировать
 
 
#6 karlsen 05.04.2012 18:24
Zetetic, да ты остряк! :/ Этот самый "Шаггаз" и без F помоему прекрасно фиксируется. Не уж то сложно растолковать?
Цитировать
 
 
#7 Guest 07.09.2012 04:35
при нажатии на F обновляется высота в автопилоте
Цитировать
 
 
+1 #8 Guest 27.11.2013 23:16
Цитирую karlsen:
Zetetic, да ты остряк! :/ Этот самый "Шаггаз" и без F помоему прекрасно фиксируется. Не уж то сложно растолковать?
В реальном вертоле РОШ может уйти под воздействием например вибрации. Вот для чего тормоз. Во вторую очередь для ввода в автопилот высоты в момент уборки руки с него при включенной стабилизации высоты. Все просто :lol:
Цитировать
 
 
#9 karlsen 27.11.2013 23:41
Алеллуйя! Всего то полтора годика пришлось ответа подождать :))) Уже 4 новых ЛА за это время освоил :)))
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Крайние комментарии

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа