Теория БВБ - 1. ТЕОРИЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Автор: Alex_P от 22 Сентябрь 2010.

 

1. ТЕОРИЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ И ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.1. Поиск

Поиск – способность обнаружить и опознать цель. Он оказывает существенное влияние на характер воздушного боя и его начальную фазу. При обнаружении противника на расстоянии большем визуальной видимости появляется возможность занять выгодное тактическое положение. Стоит отметить тот факт, что использование бортовой радиолокационной станции (РЛС) вашего истребителя должно начинаться не с режимов БВБ, будь то «вертикальное сканирование» (ВС) или «строб», а с режима радара позволяющего контролировать параметры полета самолета противника. Т.е. важным фактором при сближении является контроль параметров полета вашего противника. Работа РЛС или оптико-локационной станции (ОЛС) должна начинаться с режима «2» дальнего ракетного боя (ДРБ) вашего истребителя. Наиболее выгодный режим для обнаружения противника на встречном курсе это работа радара в режиме облучения в переднюю полусферу (ППС). После отображения противника в виде метки на индикаторе лобового стекла (ИЛС), следует произвести захват на сопровождение цели. В таком режиме вы сможете контролировать параметры полета вашего противника – скорость и высоту. Дополнительно следует включать канал ОЛС. Это даст более устойчивое сопровождение
захваченной цели, и при срыве на одном из каналов сопровождения вы не потеряете ценнейшую информацию о противнике.

1.2. Сближение

Сближение – характеризуется маневрами, производимыми с момента обнаружения противника до занятия наиболее выгодной для атаки позиции. В случае, когда обстановка не требует немедленной атаки, сближение может быть продолжительным, но с соблюдением всех мер, обеспечивающих скрытность. В случае, когда обстановка не позволяет осуществить скрытную атаку, следует максимально стремительно сблизиться, используя запас скорости и высоты. Не стоит забывать, что в ГС2 моделируется реальное действие перегрузки, поэтому при сближении стоит разогревать пилота перегрузками в 3-5 ед. в течении 10-20 секунд перед боем. Такой разогрев дает преимущество, пилот сможет выдерживать перегрузки в 7-8g без потери сознания (blackout) гораздо дольше, чем без разогрева.

Само по себе сближение следует производить так, что бы достичь максимально выгодной позиции для себя в момент пересечения поперечных осей ваших самолетов. Это означает, что идти на противника лоб в лоб, не предпринимая каких либо маневров уклонения в сторону, для занятия, например, выгодного крена и большого угла атаки, не эффективно. В идеале, когда оба пилота имеют высокую квалификацию, траектория их сближения будет напоминать то, что изображено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сближение, близко к идеалу (вид сверху)

Рисунок 1 – Сближение, близко к идеалу (вид сверху)

Хотя опыт схваток показал, что более практическая траектория сближения с противником выглядит немного иначе. Как видно из рисунка 2, черный истребитель выполняет горизонтальный маневр «змейка» с перегрузками 3-5g для разогрева пилота,
при этом в момент пересечения поперечной оси с противником он обладает определенным креном с установившимся углом атаки и перегрузкой.


Рисунок 2 – Сближение. Более практическое выполнение. (вид сверху)

1.3. Атака

Атака заключается в прямом огневом воздействии на противника после выхода самолета на дистанцию эффективной стрельбы (обычно до 600-800 метров) в задней полусфере. Для прицельного огня, летчику надо маневром самолета совместить прицельный маркер с меткой захваченного самолета противника и произвести стрельбу. Атака является решающим этапом боя и включает в себя грубую наводку оружия на цель. Успех атаки зависит от предыдущего этапа – сближения. Одним из важных умений при атаке является меткость пилота и способность уверенно стрелять как в режимах БЦВМ-расчета, так и по «прогноз дорожке» и «сетке». Сам же я чаще пользуюсь режимом «сетка», хотя наиболее выгодный режим прицеливания по слабо маневрирующей цели является БЦВМ-расчет.

1.4. Ближний воздушный (маневренный) бой

Ближний воздушный (маневренный) бой – искусное сочетание маневра, огня, пилотажной и стрелковой подготовки, мастерство и опыт летчика. Заключительный этап
боя. Наиболее вероятные варианты начала БВБ: срыв ракетной атаки или когда противник внезапно появился на небольшой дальности, исключающей немедленное применение оружия. Одним из принципов, обеспечивающим возможность наступления или активной обороны при маневрировании, считается более высокий уровень энергии самолета в полете, характеризуемый величиной избыточной тяги. Существенную роль играет и скороподъемность самолета, это позволяет летчику уверенно работать на вертикалях. Преднамеренное же снижение скорости, например, в форсированном развороте с торможением, предпринимается только в критических ситуациях. Потеря энергии за счет торможения для увеличения угловой скорости разворота допускает и атакующий, когда необходимо ускорить движение самолета по кривой для форсированного выхода в область применения оружия. Но в этом случае, если после потери скорости поразить противника
не удалось, то для дальнейшего его преследования, избытка тяги не хватит. Это особенно важно, когда в роли атакующего выступает Су-27, а в роли противника F-15C. В таком случае опытный пилот F-15C будет немедленно использовать избыточную тягу и попытается работать на вертикали, т.е. уходить в отрыв от Су-27 путем крутой горки, где более тяжелый Су-27, потянув за ним, не сможет его догнать и будет терять скорость.

1.5. Выход из боя

Я рассмотрю здесь два варианта выхода из боя. Первый вариант – тактический (свободный), когда поставленная задача выполнена и для обеспечения собственной
безопасности следует срочно покинуть район боевых действий. Этот вид выхода из боя самый редкий.

Второй вариант – вынужденный, диктуется невозможностью его продолжения из-за израсходования боекомплекта ВПУ, запаса топлива или повреждения собственного самолета, а так же неизбежной угрозы быть сбитым без нанесения ущерба противнику.

Вообще говоря, вынужденный выход из боя, это самый сложный этап в БВБ. При выборе самолета следует всегда руководствоваться правилом, что ваш самолет должен иметь шансы для реализации бегства. Если вы выбираете Су-27, то надо четко понимать, что против F-15C он будет иметь лучшую маневренность на скоростях ниже Vпр=~850 км/ч. Но при высокоскоростном БВБ, у него не будет шансов оторваться от более быстрого F-15C. В этом случае помочь пилоту Су-27 может, либо случай, т.е. меньший остаток топлива у F-15C, что в свою очередь вынудит его также выйти из боя, отвернув на свою базу, либо пространственное маневрирование с выполнением горизонтальной «размытой бочки» с быстрым торможением. В этом случае пилоту F-15C будет чрезвычайно трудно прицелиться, а падение скорости на F-15C ниже Vпр=~800 км/ч лучше вообще не допускать, его маневренные характеристики начинают проигрывать Су-27. Дальнейший проскок F-15C вперед самое частое, что бывает в таком случае.

Допустим, произошла ситуация, в которой вы на МиГ-29C вступили в БВБ с Су-27. Бой проистекал по концепции высоких скоростей, где в течение 3-7 виражей на перегрузке 6,5-7g вы не смогли вынудить противника «слить» его скорость и атаковать его в развороте благодаря большей остаточной энергии вашего истребителя. Как известно, МиГ-29C обладает внутренней емкостью топлива гораздо меньшей, чем Су-27. Т.е. не смотря на бóльший избыток тяги, ваш МиГ-29C проигрывает по остатку топлива и это вынудит вас выйти из боя первым. Рекомендую готовиться к выходу из боя в случае, если ваш остаток топлива менее 2500 кг и выходить из боя, когда остаток менее 2000 кг. Выбор вашего маневра для выхода из боя следует делать исходя из маневров вашего противника. Вы должны рассчитать так, чтобы быстрым маневром сразу же оказаться в невыгодном для противника ракурсе, обычно от 2/4 и более с выходом на слепую (необстреливаемую) зону противника. Чем ближе находится противник, тем более энергичный маневр следует закладывать, но не более такого, в котором последует резкая потеря вашей скорости. После такого маневра следует отрыв от противника на расстояние исключающее применение по вам оружия (дистанция свыше 1300 м). Окончание маневра должно совпасть с направлением на вашу базу. Если противник продолжит упорно следовать за вами, тяните его к своим ПВО. При этом важно помнить тот факт, что на большой высоте расход горючего гораздо меньше, чем на малых высотах. Если у вас имеется остаток в 2000 кг, то при полном форсаже его хватит на ~25 км пути при H=1000 м, ~38 км пути при H=5000 м и более 65 км пути при H=~11500 м. Т.е. из цифр видно, что самая выгодная высота на которой можно держать форсаж при минимальном потреблении топлива, является высота с 11000 метров и простирается она до ~13000 метров. Эти цифры действительны для всех истребителей имеющихся в ГС2.

Выход в слепую (не обстреливаемую) зону, представляет собой энергичный разворот с торможением и сокращением дистанции (но увеличением интервала) до противника.

Отрыв – представляет собой полет по прямой с разгоном самолета до сверхзвуковой скорости и увеличением дистанции между своим ЛА и противника.

Применить практически эти элементы боя для пилота с первого раза очень трудно, как практически, так и психологически. Однако следует помнить, что сам по себе выход из боя не означает поражения, но означает первостепенную задачу выжить и сохранить свой самолет.

1.6. Управление и истребитель

В отличие от знаменитого авиасимулятора ВОВ «Ил-2: Штурмовик», ГС2 не обладает разнообразием большого количества управляемых самолетов, а имеет довольно-таки малый набор самолетов-истребителей (а по настоящему достойными всего двумя). Однако, стоит коснуться основных плюсов и минусов представленных в ГС2 истребителей завоевания превосходства в воздухе.
Краткое описание характеристик Су-27С (Т-10С):
Маневренность: Превосходная на скоростях до Vпр=~600 км/ч, отличная на Vпр=600-900 км/ч, средняя на Vпр>900 км/ч (для всех скоростей при H<7000 м).
Положительные стороны:

  • отличные угловые характеристики разворота в любой плоскости при высокой тяговооруженности. Углы атаки до 24° на промежутках Vпр=~380-520 км/ч и H<4000 м; хорошие угловые характеристики разворота в любой плоскости при уверенной тяговооруженности на Vпр=~550-950 км/ч и H=4000-7000 м;
  • большой объем топлива до 9500 кг;
  • точная стрельба и убойная сила ВПУ ГШ-301, попадание 2-3 снарядов в истребитель противника часто полностью выводит его из строя;
  • скрытный поиск и сопровождение цели с помощью ОЛС;
  • разнообразные режимы БВБ «Вертикальное сканирование», «Строб», «Шлем»;
  • возможность прицельной стрельбы по БЦВМ-расчету, «прогноз дорожке», «сетке»;
  • хороший обзор из кабины в заднюю полусферу.

Отрицательные стороны:

  • боекомплект из 150 снарядов ВПУ ГШ-301 требует от летчика высокой эффективности стрельбы (меткость);
  • большой вес делают самолет менее тяговооруженным даже при общей тяге двигателей 25 тонн;
  • все свои высокие маневренные характеристики самолет раскрывает при массе топлива менее 5 тонн (при загрузке топливом более 6 тонн среднескоростной маневренный бой вести не рекомендую, САУ и ОПР не дадут выйти на предельные режимы);
  • в целом этот самолет любит воздух, чем на более низкой высоте происходит динамика боя, тем он более маневренный.

Краткое описание характеристик МиГ-29С (от пр. 9-13):
Маневренность: К сожалению, в ГС2 маневренность МиГ-29С серьезно урезали. Мне трудно это писать, но теперь этот истребитель обладает довольно-таки средними маневренными характеристиками на скоростях до Vпр=~800 км/ч.
Положительные стороны:

  • кратковременная возможность достигать углы атаки в 24° на промежутках Vпр=~380-520 км/ч и H<3000 м;
  • высокая тяговооруженность и разгонный потенциал выше, чем у Су-27;
  • точная стрельба и убойная сила ВПУ ГШ-301, попадание 2-3 снарядов в ЛА противника часто полностью выводит его из строя;
  • скрытный поиск и сопровождение цели с помощью ОЛС;
  • разнообразные режимы БВБ «Вертикальное сканирование», «Строб», «Шлем»;
  • возможность прицельной стрельбы по БЦВМ-расчету, «прогноз дорожке», «сетке»;
  • за счет более малых размеров, этот истребитель очень легко теряется из виду во время пространственного маневрирования (а потеря противника из виду часто чревата потерей своего самолета).

Отрицательные стороны:

  • высокая динамическая потеря скорости при углах атаки свыше 12° (грубо говоря при Vпр=~500 км/ч и H=1000 м МиГ-29С в боевом развороте при угле атаки 18° на режиме «полный форсаж» потеряет свою скорость на 30% быстрее, чем Су-27 и даже F-15C);
  • боекомплект из 150 снарядов ВПУ ГШ-301 требует от летчика высокой эффективности стрельбы;
  • малый объем топлива до 3500 кг не дадут этому самолету долго держаться в воздухе, а также спастись бегством на свой аэродром под прикрытие ПВО на полном форсаже. Он даже не сможет догнать F-15C – потенциал есть, а топлива мало;
  • я не смог найти применения МиГ-29С в БВБ, он в основном для ракетного боя.

Краткое описание характеристик F -15 C :
Маневренность: Средняя на скоростях до Vпр=~800 км/ч, хорошая на Vпр>850 км/ч.
Положительные стороны:

  • высокие угловые скорости разворота на Vпр>900 км/ч, выше чем у Су-27;
  • высокая тяговооруженность и более низкий вес дают ему высокий разгонный потенциал – выше, чем у Су-27. Это позволяет ему легко оторваться от преследования Су-27 и даже МиГ-29;
  • достаточная вместимость топлива свыше 7 тонн, чтобы осуществить несколько попыток атаки и при этом спастись бегством на свой аэродром под ПВО;
  • боекомплект из 940 патронов ВПУ Vulcan M61, позволяет стрелять облаком снарядов для более высокого коэффициента поражения цели;
  • этот самолет задает темп боя, его прекрасная маневренность на транс- и сверхзвуке с кратковременной возможностью достижения 10,5g по перегрузке дают ему хороший потенциал для высокоскоростного пространственного боя;
  • более функциональная РЛС, чем на Су-27 и МиГ-29.

Отрицательные стороны:

  • средняя маневренность на скоростях Vпр<800 км/ч (этот истребитель не для среднескоростного маневренного боя, по угловым скоростям разворота он всегдапроиграет Су-27 и МиГ-29С);
  • маневренная управляемость немного хуже, чем у Су-27 и только на трансзвуке он ведет себя более уверенно, чем Су-27;
  • отсутствие скрытного захвата, т.е. нет ОЛС;
  • только один режим для БВБ – БЦВМ-расчет, нет даже «сетки»;
  • меньшая убойная сила патрона ВПУ Vulcan M61 требуют не менее 4-7 точных попаданий по самолету противника для его серьезных повреждений;
  • плохая обзорность в задней полусфере кабины, высокая спинка кресла, трудно просматривать противника на хвосте в слабом вираже.

1.7. Выводы по истребителям

Какие же можно сделать выводы из всего этого? В итоге настоящими бойцами остаются лишь 2 истребителя способные успешно вести БВБ при соблюдении концепции собственной безопасности. Это Су-27С и F-15C. Да собственно эти 2 истребителя завоевания превосходства в воздухе и были направлены противостоять друг другу в холодной войне прошлого века. И в этом веке эти грозные машины пока никто списывать не собирается. Выбирая себе Су-27 или F-15C, надо четко помнить положительные и отрицательные стороны своего истребителя.

Су-27 - прекрасный низко- и среднескоростной маневренный боец с превосходной управляемостью в диапазоне скоростей до M=0,85 и H<7000 м. Но его вес, не смотря на высокую тяговооруженность не позволяет ему иметь достаточный разгонный потенциал для уверенной работы на высоких скоростях. Особенно сильно эта отрицательная сторона проявляется в боях на вертикалях, когда опытный пилот F-15C заставляет своими действиями пилота Су-27 «слить» скорость в нескольких виражах, а потом довольно резко уйти на вертикаль в отрыв от потерявшего скорость Су-27. В этот момент и меняются роли кошки с мышкой.
Правда, Су-27 имеет возможность долго висеть на хвосте у F-15C в высокоскоростном маневренном бою, но при этом без возможности эффективной атаки. Слишком высоки перегрузки для стрельбы из ВПУ. Опытный пилот на Су-27 не будет стремиться постоянно атаковать F-15C в высокоскоростном бою, а скорее будет стараться оставаться у него в задней полусфере (используя лишь канал ОЛС) и будет атаковать тогда, когда пилот F-15C начнет делать ошибки (либо сливать собственную скорость для попытки атаки, либо неверный маневр в сторону противника, либо вообще потеряет «Сушку» из виду. Вариантов ошибок множество). Превосходные возможности для ведения БВБ у Су-27 делают его чрезвычайно опасным истребителем для любого имеющегося на сегодняшний день самолета. Кстати, даже американскому раптору F-22 в реальной схватке БВБ против Су-27 будет очень трудно победить, не смотря на хорошую маневренность F-22 (во многом достигаемую за счет ОВТ). Су-27 прекрасно подходит, как для одиночных схваток БВБ (дуэлей), так и для схваток в «свалках» или еще называемых «кучами», обладая возможностью скрытного захвата и прицеливания с помощью ОЛС можно неожиданно производить атаки. В общем, это отличная машина с небольшим количеством не значительных минусов.

F -15 C - машина скоростная. Высокий разгонный потенциал, но по сравнению с Су-27 менее маневренная при M<0.85. Не смотря на хорошую электронную начинку, не обладает широкими возможностями ведения БВБ: один режим курсового сканирования ближнего поля с автозахватом и все. При повреждениях БРЭО и выходе из строя ИЛС прицеливаться придется на глазок. Особенно раздражает эргономика размещения приборов в кабине, в Су-27 этот момент реализован на порядок лучше. Но поговорим о приятных сторонах. На самом деле этот истребитель прощает гораздо больше ошибок при пилотировании, чем Су-27. При разгоне до высоких трансзвуковых скоростей потерять скорость при выполнении пространственного маневрирования будет трудно, скорее будет чувствоваться избыток тяги. Электроника САУ и ОПР не ограничивает максимальную перегрузку до 7g, как на Су-27, а вполне позволяет кратковременно достигать аж 10,5g перегрузки. В БВБ темп боя задает тот, кто обладает большей скоростью, а значит, придерживаясь тактики высоких скоростей на этом самолете, темп боя и даже условия диктует F -15 C . Надо лишь понимать, что делать, как и какие параметры полета выдерживать. В случае допущения пилотом ошибок при пространственном маневрировании
и наличия на хвосте противника в лице Су-27, F-15C может выйти из боя, устремившись в отрыв от преследования к своему аэродрому под прикрытие ПВО. Только без резких маневров, F-15C любит плавное, вальяжное управление. Более легкий планер F-15C с хорошим разгонным потенциалом дают ему шансы на победу при использовании высокоскоростного маневренного боя, но добиться эффективной атаки будет трудно, а против опытного пилота с высокой квалификацией, скорее всего, придется выйти из боя. Но все шансы на спасение из невыгодной ситуации, у этого истребителя, имеются в достатке. В целом же назвать F-15C сильным бойцом в БВБ трудно, да он задает темп боя, да у него хороший разгонный потенциал, но возможности БРЭО для ведения БВБ слабые, нет скрытных систем захвата и прицеливания. Летать на F-15C лучше всего в «свалках» и не «сливать» собственную скорость ниже 900 км/ч. Летать же в дуэлях против Су-27, смерти подобно. Даже если Су-27 не сможет эффективно использовать ВПУ, у него останется остаток топлива достаточный чтобы долететь до своего аэродрома. Только не высокая квалификация пилота Су-27 позволит пилоту F-15C выполнить эффективную атаку.

Вот собственно все, что хотелось сказать по поводу основных сторон технического аспекта. Это, разумеется, не все, о многих других вещах будет сказано далее. А сейчас пора приступить и к сути дела, рассмотреть энергетику боя, основные виды тактик, их применимость при тех или иных обстоятельствах. Многое написанное может быть не всегда верным для реальности, так как я не пользуюсь закрытыми источниками информации по данной теме, а использую свои знания и весь свой опыт и умение моделировать бой в голове с учетом характеристик каждой стороны. Какие-то вещи могут показаться спорными, да это и хорошо. Ваша голова должна думать, пытаться взять не понятное для вас, и только после осмысления конкретики или, как еще говорят, физического смысла, вы сможете докопаться до сути и может даже изобрести свои схемы ведения БВБ. В любом случае, не забывайте их проверять на практике с опытными пилотами, не бойтесь летать против сильного, старайтесь понять, что же он делает такого, что всякий раз заставляет Вас катапультироваться из подбитой машины.

Комментарии   

 
#31 Nick84 15.08.2014 03:59
13 лет назад грозные врачи вынудили отказаться от мечты всей жизни. Однако авиацию, по прежнему, считаю делом благородным, я бы даже сказал возвышенным. И, такое "эмоцииизлеяние " на авиационном (хотя и виртуально) сайте, по моему не к лицу людям, увлекающимся крыльями. Некоторые, с позволения, "народные" словосочетания я даже в армии не слыхал.
Цитировать
 
 
#32 FlankerRacer 15.08.2014 05:00
Цитирую Nick84:
Некоторые, с позволения, "народные" словосочетания я даже в армии не слыхал.

Это называется просто - хуцпа.
Цитировать
 
 
#33 Nick84 15.08.2014 07:41
Дурак ты, Guest. Я тебе не про Р-73 и ВПУ, а про элементарную корректность. Лично мне великолепная ракета Р-73 гораздо симпатичнее любой пушки, но я про это не устраиваю вопли. Что до тебя, то ты просто маленький юнец с грязной жопой. Засранец, живущий компьютером и интернетом за РОДИТЕЛЬСКИЕ деньги. Ничего в жизни САМ не достигший и не умеющий. Судя по всему, ещё и серьезно озабоченный. Сходи к психотерапевту, мальчишка! А лучше - иди на х...й. Тебе там самое место.
Цитировать
 
 
#34 strat 15.08.2014 13:23
Всё ясно. Клинический случай.
Лечись, ЖЕРТВА АБОРТА!!! :lol:
Цитировать
 
 
#35 Hasky 15.08.2014 16:39
Вот тут у вас страсти в клочья)))
Цитировать
 
 
#36 strat 16.08.2014 03:53
Цитирую Hasky:
Вот тут у вас страсти в клочья)))


Как же я рад тебя слышать!!!
Привет, ДРУЖЕ!!!
Цитировать
 
 
#37 Hasky 16.08.2014 12:35
Здарова)))
Да, заглядываю периодически, да пописываю, когда в теме))) а товарищЪ да, редкий дятел. Впрочем таких на просторах инета домуя и больше.
Цитировать
 
 
#38 FlankerRacer 17.08.2014 01:57
Привет, Володя, регулярно читаю твои Взвешенные Комменты, сам знаешь ГДЕ...
Цитировать
 
 
#39 Hasky 17.08.2014 07:38
Привет, Володя)))
Там тоже полно долбоклюев, которые пытаются интеллектуалить типа, и пишут всякую муйню, типа острят. Вроде взрослые люди...
Кста, сайт, где народ тусовался, грохнули укры, площадку перенесли на другой сайт.
Цитировать
 
 
#40 FlankerRacer 17.08.2014 16:00
--------
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Крайние комментарии

Новое на форуме

  • Нет сообщений для показа